Главная | ВВС Украины | Сухопутные войска | ВМФ Украины | Армия в 21 веке | Гостевая
Ангар | Гараж | Док
 


 
 

БМП-2

  В 70-е годы развернулись работы по созданию машины в развитие БМП-1 — предполагалось внести изменения в комплекс вооружения и размещение экипажа БМП. Упор делался на возможность поражения равных себе машин, легких оборонительных сооружений, живой силы противника, расчетов тяжелого пехотного оружия (прежде всего — противотанковых средств) на больших, чем у БМП-1, дальностях, а также отражения атак воздушного противника и современных танков. «Противотанковые» возможности вооружения БМП-1 к тому времени уже не соответствовали уровню защищенности основных боевых танков нового поколения, а эффективная дальность стрельбы была слишком мала. Командир машины должен был получить равные с наводчиком-оператором возможности наблюдения и управления оружием. Был создан ряд опытных машин. Так, в 1972 г. КБ Курганского завода, используя элементы шасси БМП-1, создало «объект 680» массой 13 т с двухместной башней с вынесенной установкой 30-мм автоматической пушки 2А42 и пулемета ПКТ. КБ ЧТЗ последовательно разработало «объект 768» (1972 г.) с 73мм полуавтоматическим орудием «Зарница» с удлиненным стволом и «объект 769» (1974 г.) массой 13,8 т, вместимостью 10 человек, усиленным до 320 л.с. двигателем и комплектом вооружения, включающим 30-мм пушку, 7,62-мм пулемет и ПТРК «Конкурс», а также один пулемет в поворотной установке в корме корпуса — видно влияние германской «Мардер», объем корпуса для сохранения плавучести увеличили надгу-сеничными нишами. Схожий комплекс вооружения в двухместной башне имел 13,6-тонный «объект 675» курганского КБ. Уже в 1977 г. курганские конструкторы представили «объект 681» — вариант «объекта 680» с 73-мм орудием «Зарница», 12,7-мм и 7,62-мм пулеметами, ПТРК «Фагот». В качестве основы новой БМП был выбран «объект 675». После доработки он был принят на вооружение под обозначением БМП-2. Впервые БМП-2 была показана широкой общественности на военном параде в Москве в ноябре 1982 г. Экипаж машины состоит из трех человек (командир машины, он же командир отделения, оператор-наводчик и механик-водитель), спешивающийся десант из семи человек. Шасси БМП-2 по конструкции и техническим характеристикам в целом аналогично шасси БМП-1. Правда, увеличение боевой массы заставило ставить дополнительные амортизаторы на вторых узлах подвески, а вдоль бортов монтировать водоизмещающие надкрылки с пенополиуретановым наполнителем. Однако произошли некоторые изменения в компоновке и приборном оборудовании. Отделение управления расположено в левой передней части корпуса машины. В нем размещено рабочее место механика-водителя, оснащенное органами управления движением машины , контрольно-измерительными приборами, приборами наблюдения, средством связи (аппаратом А-3 танкового переговорного устройства -- ТПУ). За сиденьем механика-водителя находится рабочее место одного стрелка. Оно оборудовано амбразурой для стрельбы из личного оружия (в левом борту корпуса), приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А, а также аппаратом А-3 ТПУ. Правую переднюю часть корпуса машины занимает МТО. Командир располагается в двухместной башне справа от пушки, наводчик-оператор — слева. У командира установлены радиостанция Р-123М и аппарат А-1 ТПУ. У наводчика-оператора имеется пульт управления системой 902В постановки дымовых завес. Для внутренней связи используется аппарат А-2 ТПУ. В кормовой части корпуса машины в десантном отделении располагаются 6 стрелков. На каждом месте стрелка имеется прибор ТНПО-170А для наблюдения за местностью при движении «по боевому», амбразура с шаровой установкой для ведения стрельбы из пулеметов (передние) и автоматов АКМ (остальные). Для входа и выхода стрелков в корме машины имеются две двери. В каждой из них установлен прибор ТНПО-170А, а в левой двери еще и амбразура для стрельбы из АКМ. В крыше корпуса над сиденьями расположены люки для выхода стрелков при движении машины на плаву, ведения огня по воздушным целям, наблюдения за местностью на марше, аварийной эвакуации и т.п. Десантное отделение разделено на две части (правую и левую) средним топливным баком и контейнером электрооборудования, в котором размещены две аккумуляторные батареи, агрегаты электрооборудования и отопитель десантного отделения. В десантном отделении для внутренней связи используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В нише правой двери размещена радиостанция Р-126. 30-мм автоматическая пушка 2А42 (разработки тульского КБ Приборостроения под руководством Шипунова и Грязева) имеет двухленточное питание. Огонь из нее ведется бронебойными, осколочно-фугасно-зажигательными и осколочными трассирующими снарядами. Пушка имеет два темпа стрельбы — малый (200-300 выстр./мин) и большой (не менее 550 выстр./мин). Прицельные дальности стрельбы по наземным целям составляют 2000 для бронебойных и 4000 м для других типов снарядов. Могут поражаться воздушные цели, летящие с дозвуковыми скоростями на наклонных дальностях до 2000-2500 м. Боекомплект к пушке 500 выстрелов, 160 из которых — бронебойно-трассирующие. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ с темпом стрельбы 700-800 выстр./мин, ленточным питанием и наибольшей прицельной дальностью 2000 м. Пушка и спаренный пулемет стабилизированы в двух плоскостях с помощью электромеханического стабилизатора 2Э36-1. Наведение оружия на цель осуществляется от пультов управления оператора-наводчика и командира. В стабилизаторе предусмотрены два основных режима работы -- автоматический и полуавтоматический. Первый предназначен для стрельбы с места и с ходу по наземным целям. При угле возвышения около 35 град, происходит автоматическое переключение стабилизатора на полуавтоматический режим, являющийся основным при стрельбе по воздушным целям. В этом случае также производится стабилизация и стабилизированное наведение в обеих плоскостях, но с меньшей точностью, зато повышается перебросочная скорость. Предусмотрен вспомогательный режим целеуказания, предназначенный для поворота башни в направлении цели, выбранной командиром, с пере-бросочной скоростью 30 град./с по кратчайшему расстоянию. Это давало возможность эффективно использовать БМП как на равнине, так и при ведении боевых действий в горах. Наводчик-оператор пользуется комбинированным (дневной и активно-пассивный ночной каналы) перископическим прицелом с кратностью 5,6х в дневной системе и 5х в ночной. При работе в активном режиме с использованием осветителя ОУ-5 дальность видения цели типа «танк» составляет 800 м. С марта 1986 г. вместо прицела ВПК-1-42 устанавливался прицел БПК-2-42 с несколько более высокими характеристиками. Кроме прицела ВПК-1-42 на рабочем месте наводчика имеются 3 перископических смотровых прибора ТНПО-170А с электрообогревом и 1 прибор ТНПТ-1. У командира машины установлены монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3 с кратностями увеличения 1,2х и 4х, два смотровых прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1. Кроме того, командир располагает комбинированным (дневной и активный ночной) бинокулярным перископическим прибором ТКН-ЗБ с увеличением 4,75-5,Ох в дневной и 4-2х в ночной ветви. По наземным целям стрельба может производиться с места и с ходу, а по воздушным целям — с места. Для борьбы с танками и другими сильно бронированными средствами противника предназначен ПТРК «Фагот-М» или «Конкурс», который может использоваться в машинном и выносном вариантах (перевод комплекса из машинного варианта в выносной производится силами двух членов экипажа). На крыше башни между люками командира и наводчика размещена пусковая установка 9П135М (9П135М-1). Общим элементом машинной и выносной пусковых установок является прицел 9Ш119М1. ПТУР 9 М 1 1 IM («Фагот-М») имеет калибр 120 мм, дальность стрельбы от 75 до 2500 м, среднюю скорость полета 177 м/с, бронепробиваемость 460-500 мм по нормали (максимально — 600 мм). Наведение ПТУР — полуавтоматическое, по проводам. Масса ПТУР с ТПК - 13,2 кг. ПТУР 9М1 13М «Конкурс-М» при калибре 125 мм (тандемная боевая часть) пробивает по нормали 750 - 800 мм гомогенной брони. Дальность ее полета - от 70 до 4000 м при средней скорости 280 м/с. Масса ПТУР с ТПК — 26,5 кг. На вращающемся полу башни смонтированы магазины с патронами для пулемета и система, обеспечивающая ленточное питание пушки. Одна укладка ПТУР установлена в подбашенном пространстве и три — на правом борту корпуса. Оружие десанта включает 2 ручных пулемета (в отделениях пулеметных взводов — 2-3 ПКМ), 6 автоматов, 2 ПЗРК 9К34 «Стрела-3» или 9КЗЮ «Игла-1» (вместо одного ПЗРК может укладываться РПГ-7), а также 12 гранат Ф-1. В боевом и десантном отделениях БМП пулеметных отделений перевозилось 4 коробки с лентами по 100 патронов, 6 коробок с лентами по 200 патронов и коробка с 440 патронами. На части БМП-2 в кормовой части башни на крыше монтировали установку 30-мм автоматического гранатомета АГ-17. Корпус и коническая башня машины сварены из катанных листов броневой стали. Листы корпуса имеют различную толщину и установлены под различными углами. Наибольшие отличия конфигурации корпусов БМП-1 и БМП-2 заключаются в конструкции крыши корпуса, что связано с установкой на ней значительно большей по размерам двухместной башни. В крыше башни выполнены люки командира и оператора-наводчика, отверстия для установки прицелов ШЗ-3 и БПК-1-42, опоры пусковой установки ПТУР. Система маскировки включает термодымовую аппаратуру многократного действия, обеспечивающую установку непросматриваемой (в видимой части спектра) дымовой завесы шириной 100-150 м, и шести 81-мм дымовых гранатометов. С помощью дымовых гранат ЗД6 ставятся завесы на дальностях 200-300 м. Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, масляной системы трансмиссии, эжектор и воздухоочиститель — в блок охлаждения и воздухоочист-ки. Последний крепится к балкам крыши корпуса. На машине установлен 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-2001 жидкостного ох-л а ж д е н и я с непосредственным впрыском топлива. Он развивает мощность 285 - 300 л.с. (210-221 кВт). Общая емкость топливных баков 460 л. В системе смазки применяется масло МТ-16п, МТЗ-10п или М-16ИХП-3. Заправочная вместимость системы 58л. Удельный расход масла при частоте вращения коленчатого вала 2200 об./мин не более 10,9 г/кВт.ч. Для облегчения пуска в холодное время в системе охлаждения имеется форсуночный подогреватель, двигатель оборудован бесфорсуночным факельным подогревателем (БФП) впускного воздуха. Основным способ пуска -сжатым воздухом, дополнительный — электростартером. Предусмотрен клапанный автоматический механизм защиты двигателя от попадания воды с ручным приводом. Механическая трансмиссия обеспечивает 5 передач переднего и 1 заднего хода. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения. Коробка передач простая, с постоянным зацеплением шестерен, синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. При включении замедленного диапазона скорости уменьшаются в 1,44 раза. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые, тормоза поворота и блокировочные фрикционы — многодисковые, работают в масле с трением «сталь по металлокерамике». Остановочные тормоза ленточные, плавающие, двустороннего действия, сухие. Приводы управления: главным фрикционом — гидравлический (при неработающем двигателе — пневматический); переключением передач — механический с гидравлическим сервированием на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах; ПМП — гидравлический со следящим воздействием на фрикционы и тормоза ПМП; остановочными тормозами — гидравлический следящего действия (при неработающем двигателе — пневматический); стояночным тормозом (левый тормоз остановочных тормозов) — механический. Бортовые редукторы планетарные, одноступенчатые. Гусеничный движитель аналогичен БМП-1. Гусеница шириной 300 мм, цевочного зацепления с резинометаллическими шарнирами. Ведущие колеса — переднего расположения, сварно-литые со съемными зубчатыми венцами. Сварно-литые направляющие колеса установлены в кормовой части на кривошипах механизма натяжения гусениц. Опорные катки и поддерживающие ролики — сварные с обрезиненными ободами. Подвеска - независимая, торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия на 1-х, 2-х и 6-х узлах подвески. На 2-х и 4-х узлах установлены резиновые, а на 1-х и 6-х — пружинные упоры-ограничители хода катков. Защита от ОМП обеспечивается системой герметизации обитаемых отделений и подачи в них очищенного воздуха, в состав которой входят прибор радиационной и химической разведки (ПРХР), ФВУ, постоянные и закрывающиеся уплотнения, исполнительные механизмы. Система имеет автоматическое включение с ручным дублированием. На люках, гнездах всех приборов и стыке корпуса и башни (между верхним и нижним погонами шариковой опоры) имеются резиновые уплотнения, обеспечивающие герметизацию внутреннего пространства. На крыше корпуса в десантном отделении и на всех крышках люков с внутренней стороны установлен противорадиационный подбой. БМП-2 оснащена ППО двукратного действия, состоящим из двух баллонов с огнету-шащим составом «Хладон» 114B2, 4 термодатчиков в моторно-трансмиссионном отделении, трубопроводов и устройства управления. Имеется также ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2. БМП-2, выпускавшаяся Курганским машиностроительным заводом, оказалась высоконадежной, способной действовать в различных климатических условиях — от северных снегов до жарких пустынь — испытания в условиях Ближнего Востока БМП-2 прошла успешнее других образцов. Защитные характеристики БМП-2 такие же, как у БМП-1. Бронирование обеих БМП ограничивалось защитой от огня стрелкового оружия нормального калибра и легких осколков, т.е. не отличалось от БТР: только защищенность лобовой проекции увеличивалась за счет большого угла наклона верхнего лобового бронелиста и небольшой высоты машин. Запас мощности двигателя и грузоподъемности шасси позволили применить дополнительную навесную броню (экраны) на бортах корпуса и башни, что и делалось в Афганистане. Для повышения защиты от мин в частях практиковались такие доработки, как усиление днища под отделением управления и моторно-трапсмиссионным; амортизация крепления к днищу сиденья механика-водителя. Еще в 1981 г. был отработан комплект усиления бронезащиты БМП-2, включавший дополнительную бронеплиту над люками механика-водителя и расположенного за ним стрелка, бортовых бронеэкра-нов, крепившихся на болтах на удалении около 65 мм от основной брони, экрана на башне. Бортовые амбразуры оставляли открытыми, листы, прикрывавшие ходовую часть, крепились на петлях и соединялись друг с другом болтами. Масса этой модификации БМП-2Д возросла до 14,5 т, и машина, понятно, утратила плавучесть. Бортовые экраны навешивались и на БМП-1. Иногда башню БМП дополнительно защищали высоким изогнутым кормовым экраном — это позволяло командиру вести наблюдение на марше, высунувшись из люка. Использовались и такие старые добрые приемы, как мешки и короба с песком, крепление на броне запасных траков, ящиков ЗИП. Так сложилось, что в Советской и Российской Армиях БМП-1 и -2 по прямому назначению в боевых действиях почти не применялись, чаще используясь для сопровождения колонн или патрулирования. В связи с широким применением противником (душманами в Афганистане, чеченскими бандитами в Дагестане и Чечне) РПГ и противотанковых мин десант предпочитал передвигаться «на броне», а не внутри машины, однако при внезапных столкновениях бро-некорпус и огневая поддержка БМП-2 оказывали стрелкам большую услугу. Огонь автоматической пушки оказался весьма эффективным в горных условиях. Уже в А ф г а н и с т а н е экипажи нередко «дополняли» вооружение установкой на корпусе БМП крупнокалиберного пулемета или автоматического гранатомета. Большие потери БМП в ходе первой чеченской кампании были связаны не столько недостатками самих машин, сколько с непродуманным ее применением (например, в стесненных условиях городских улиц), а также износом материальной части еще до начала кампании. В современных конфликтах на первый план выходят вопросы радиоэлектронной борьбы. В Чечне в раз-ведотрядах и сопровождении колонн стали привычны БМП с передатчиками помех РП-377, подавляющими управление радиофугасами. На шасси БМП-2 конструкторским бюро под руководством В.Л. Вертинского в Челябинске был разработан подвижный разведывательный пункт («объект 779») для ведения разведки наземных целей в интересах артиллерийских подразделений, принятый на вооружение в 1984 г. под обозначением ПРП-4 как замена ПРП-3. На машине установлен тепловизионный прибор, поэтому пусковую установку для осветительных реактивных снарядов сняли. ПРП-4М (1988 г.) получил тепловизионный прибор ночного видения 1ПН71 и лазерный прибор разведки 1Д13. Инженерная разведывательная машина ИРМ создана на базе узлов и агрегатов БМП-2, принята на вооружение в 1980 г. как армейское средство инженерного вооружения. Она имела компоновочную схему с задним расположением МТО. Движение на пла-ву—с помощью двух гребных винтов, закрепленных на кронштейнах по бортам кормовой части корпуса. Для самовытаскивания использовались две кассеты с 16 твердотопливными реактивными двигателями 9М39, каждый из которых развивал тяговое усилие 312 кгс. Двигатели, создававшие дополнительную тягу, устанавливались снаружи в кормовой части корпуса и включались механиком-водителем. Специальное оборудование машины включало эхолот, речной широкозахватный миноискатель РМШ-2, а также системы СКЗ, ППО, ТДА, навигационную аппаратуру ТНА-3 и регенератор воздуха в обитаемых отделениях. Регенератор позволял экипажу вести боевую работу в загерметизированной машине в течение четырех часов. Машина снабжалась двумя радиостанциями Р-147 с дальностью связи до 20 км, переносными миноискателями, перископом инженерной разведки, дальномером, буссолью, ледобуром. На шасси БМП-2 строилась БРЭМ-4. Шасси БМП используется для создания нового поколения комапдно-штабных машин — таких, как система Р-149БМР «Кушетка-Б», обеспечивающая не только дополнительные каналы связи, но и обмен информацией в цифровом формате, авто-матизированное решение тактических задач, операТИВнуЮ работу с электронной картой. Как и БМП-1, БМП-2 состоит на вооружении не только Армии России и республик бывшего СССР, но и армий других стран — Анголы, Алжира, Афганистана, Египта, Индии, Иордании (35), Ирака, Ирана, Йемена, Кувейта, Польши, Сирии (100), Судана (6), Сьерра-Леоне, Того (20), Финляндии (НО), Чехии и Словакии, Шри-Ланки. В вооруженных силах Ирака в зоне Персидского залива в 1991 г. находилось около 1000 БМП-1 и 200 БМП-2. БМП-2 под обозначением BVP-2 выпускалась в Чехословакии, а в настоящее время под названием «Саратх» строится в Индии, где уже разработан ряд собственных ее модификаций.



 



 
 

 
 



Назад в "Гараж"
  more  
Hosted by uCoz